Статьи

« Назад

Колодочный тормоз ТКП, его назначение и принцип работы  14.10.2016 14:14

В механизмах, в состав которых входят вращающиеся валы, используются тормоз колодочный ТКП, функция которых заключается в торможении и предотвращении вращательного движения вала при отсутствии передачи вращательного момента от вала привода. Их широко используют в оборудовании, которое работает с пожаро- и взрывобезопасными средами. Обозначается данное устройство буквенно-цифровой аббревиатурой, например, ТКП-200, где  ТКП - тормоз колодочный работающий от электропитания с постоянным током, а число соответствует диаметру шкива.

Принцип действия колодочного тормоза заключается в том, что тормозной рычаг, входящий в его состав  соприкасает  колодки с тормозным шкивом механизма, на который он установлен, вследствие чего возникает сила трения. Вращение шкива замедляется до полной остановки. Колодочный тормоз создает тормозной момент, величина которого равна произведению таких величин, как сила нажатия колодок, коэффициент трения поверхностей и радиусу шкива.

В состав устройства входят две пружины (основная и вспомогательная), подставка, к которой крепится рычаг с установленным на нем магнитом, рычага с двумя колодками, якорного рычага, штока, скобы, шкива, гайки, регулирующей ход якоря и зазор между тормозными колодками и шкивом и двух гаек для регулировки хода основной пружины, двух шайб (опорная и сферическая), которые нужны для предотвращения изгиба штока.
Шток служит связующим звеном между рычагом с магнитом и рычагом с колодками. Пружина, расположенная на штоке, оказывает усилие на рычаг с колодками посредством скобы, а на дополнительный рычаг &ndash через шток. Для разжатия рычагов при сжатых колодках, регулировки хода якоря и зазора между колодками и шкивом используется дополнительная гайка. В заторможенном состоянии основная пружина сжимается и оказывает действие на скобу, которая соединена с якорным рычагом и противоположным концом &ndash на установочные гайки, передающие усилие рычагу с колодками через шток. Тормозной момент создается тормозным шкивом и рычагом с колодками, которые к нему прижимаются силой разжатия пружины. Установленный электромагнит притягивает якорь рычага с колодками к своему сердечнику, когда подается напряжение, дополнительная пружина отводит от шкива рычаги с колодками. Колодки от тормозного шкива отходят равномерно благодаря ограниченному отходу рычага с колодками и магнита под действием гравитации за счет упора ограничительного болта в подставку.

Требования к шкиву для установки тормоза 

Тормоз нужно крепить на тормозной шкив устройства. Рабочая поверхность шкива не должна включать следы масла, краски, подвергаться воздействию коррозии. Твердость материала, из которого изготовлен шкив - не менее 42  HRC. Шероховатость поверхности - не более 1,6 мкм Rz. Отклонения диаметра по  квалитету  точности h11. Допуск на биение поверхности относительно оси должен быть не выше 0,1 мм.

При работе современные колодочные тормоза предотвращают резкие толчки, которые могут привести к срыву ходовых колес благодаря возможности регулировки тормозного момента. Оборудование, в котором они используются, будет работать дольше более надежно. Отлично себя зарекомендовали  ТКП при работе в кранах, поскольку последние работают на открытом воздухе и находятся под постоянной ветровой нагрузкой. В зависимости от условий эксплуатации, необходимо подбирать определенную марку тормоза  ТКП, в чем могут помочь специалисты.